БОНДАРСКАЯ Межколхозная строительная организация (МСО).

Создана в 1959 на средства паевых взносов колхозов Бондарского р-на как кирпичное произв-во с мощностью выпуска кирпича-сырца 7-8 тыс. шт. в смену. В 1963-64 в связи с реорганизацией р-на  переименована в «Бондарский кирпичный завод  Рассказовской МСО». В 1965 вновь создана как Бондарская МСО с целью строит-ва объектов произв. и культурно-бытового значения и заготовки строит. материалов.  Из Рассказовского МСО на баланс было передано ок. 250 тыс. руб., 9 автомашин и кирпичное произв-во. В 1960-70-е втрое увеличен выпуск кирпича, организованы 11 строит. бр-д под руководством Елисеева В.Ф., Беликова В.Я., Козлова А.С., Бурашникова М.И., Пахлова А.С.; МСО построила животноводческие комплексы, ремонтные мастерские, склады, жилой массив по ул. Ленинградской с. Бондари, сотни квартир,  детские сады и школы, гостиницу, банно-прачечный комбинат, узел связи, автостанцию, ПМК-11, постройки р-ной организации сельхозхимии и др. В системе «Облмежколхозстория» Бондарская МСО признавалась одной из лучших, неоднократно поощрялась премиями РФ. Высокой наградой – орд. Ленина награждены руководитель МСО Фролов М.А. и бригадир Елисеев В.Ф. В 1986  МСО упразднена. На ее базе создана кооперативно-гос. межколхозная передвижная механизированная колонна (руководитель – Нечаев Е.И.). На базе колонны в 1986-1992 работало объединение  «Райагропромстрой».

 

Ист.: Муниципальный архив Бондарского р-на. Д.33. Л.160-164,264.

Лит.: Чернышов В.И. Время конкретных дел. – Тамбов, 2009.
Бондарская энциклопедия / Науч.ред. В.В. Канищев. — Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2013. — 176 с.: ил., карты.

Е.В. Цепляева


БОНДАРСКИЙ ХОЗРАСЧЕТНЫЙ  ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК  (ХДСУ).

Образован в 1990.  Объектами деятельности ХДСУ являлись стр-во, реконструкция, капитальный ремонт автодорог, благоустройство проездов и площадок, оказание транспортных и др. услуг населению. С 1993 орг-ция именовалась АО Бондарский ХДСУ «Тамбовагропромдорстрой», с 1998 – ЗАО Бондарский ХДСУ ОАО «Тамбовагропромдорстрой», с 1999  - ЗАО ДСУ Бондарский. Высшим органом ЗАО являлось собрание работников-совладельцев, руководящим   органом   -   правление,   исполнительным   рук-лем – дир-р. В 2004 ЗАО ДСУ Бондарский признано банкротом с введением конкурсного управления, в 2006 ликвидировано.

 

Ист.: Муниципальный архив Бондарского р-на. Ф.20. Оп.3. Д.1. Л.1; Д.5. Л.1, Л.48; Д.15. Л.36,37; Д.17. Л.1,8.

Лит.: Бондарская энциклопедия / Науч.ред. В.В. Канищев. – Тамбов, ОАО Издательский дом «Мичуринск», 2013.

М. В. Шабалова



ДОРОЖНЫЙ ОТДЕЛ БОНДАРСКОГО РАЙОНА.  Создан  в 1928. Занимался  стр-вом,   ремонтом грунтовых дорог и мостов с привлечением сил колхозов, к-рые облагались трудгужповинностью. Колхозники и единоличники были обязаны 6 дней в году отработать на стр-ве и ремонте дорог и  предоставить  на тот же  срок  в распоряжение дорожных органов живую тягловую силу, гужевой транспорт, инструменты и инвентарь. С 1938 подчинялся дорожному отд. Тамбовской обл. В 1953 р-ные дорожные отд. были преобразованы в отд. дорожного и транспортного хоз-ва, в 1954 - в отд. автомобильного транспорта и шоссейных дорог, а в 1960 - в отд. стр-ва и ремонта автомобильных дорог. В 1962 деятельность отд. прекращена в связи с ликвидацией р-на. В 1965 с восстановлением р-на возобновлена деятельность р-ного отд. стр-ва и ремонта автомобильных дорог. Вскоре отд.  упразднен с созданием на его базе произ­в. дорожного участка № 1219 с подчинением обл. управлению стр-ва и ремонта автомобильных дорог, с 1973 -   обл. произв. управлению стр-ва и эксплуатации автомобиль­ных дорог и райисполкому по территориальности. В 1979 произ­в. дорожные участки реорганизованы в до­рожные ремонтно-строит. участки (ДРСУ). Бондарский ДРСУ был произв. хозрасчетным подразделе­нием «Тамбовавтодора», юридичес­ким лицом не являлся, структура и численность аппарата утверждалась нач-ком обл. управления. Занимался  стр-вом, ремонтом и содержанием дорог, мостов,  прокладкой железобетонных труб.  В 1986 ДРСУ  передали бетонный з-д, выпускавший пескоцементную смесь, к-рую  стали использовать при стр-ве дорог. Парк техники ДРСУ состоял из нескольких десятков тракторов и автомобилей, при стр-ве дорог использовалась дополнительно и техника с.-х. и др. предприятий р-на. Материальная база участка  состояла из мастерских, складов, площадки для хранения техники, здания конторы и котельной. На обслуживании ДРСУ находились  73 км дорог обл. значения и ок. 200 км дорог р-ного значения, из которых более 100 км с асфальтовым покрытием. Ср. численность работников в 1980-е составляла 70 чел., в 1990-е – 30 чел. ДРСУ строило также жилые дома для своих работников (56 квартир). С реорганизацией управления «Тамбовавтодор» в 1989 ДРСУ стал структурным подразделением Тамбовского обл. проектно-ремонтно-строит. объединения автомобильных дорог «Тамбовавтодор», с 1993 именовался Бондарским участком гос. проектно-ремонтно-строит. предприятия «Тамбовавтодор», с 1998 - Бондарским филиалом «Тамбовавтодор». В связи с реорганизацией «Тамбовавтодор» в обл. гос. унитарное предприятие «Тамбовдорстройсервис» в обл. прошло укрупнение филиалов, филиал «Бондарский» в 2001-02 входил в состав фили­ала «Пичаевский» на правах участка.  В 2002 участок вновь реорганизован в филиал «Бондарский». В 2004-05   «Тамбовдорстройсервис» рабо­тало нестабильно. В его структурных подразделениях прошло массовое сокращение кадров, закрытие филиалов. В 2005 прекращена деятельность филиала «Бондарский». В разное время Дорожный отдел возглавляли Селезнев П., Пелепелин, Барышников А.В., Ионкин Н.А., Измалков В.Н., Бочаров А.П., Ульянов Е.Н., Баскаков Е.Д. (награжден  знаком «Почетный дорожник России» 1-й ст.).

      В наст. время на базе  Бондарского филиала  «Тамбовавтодора» создано частное предприятие -  ООО Бондарское ДСПМК (дорожно-строительная передвижная механизированная колонна), ген. дир-р Казарян А.Ш.,  исполнительный дир-р Баскаков Е.Д. Протяженность обслуживаемых дорог не изменилась (73 км дорог обл. значения и ок. 100 км дорог р-ного значения). Имеется свой асфальтовый з-д и автозаправочная станция.  Штат 50 чел. Выполняется большой объем работ по стр-ву, ремонту и содержанию автомобильных дорог и мостов, внедряется новое оборудование и новые технологии.

Ист.: Муниципальный архив Бондарского р-на. Ф.1. Оп.1. Д.1624. Л.135; Ф.184. Оп.1. Д.21. Л.4; Д.46. Л.4; Ф.38. Оп.1. Д.17. Л.1; Д.34. Л.1; Д.53. Лл.18,71; Д.57. Лл.6,34.

Лит.: Бондарская энциклопедия / Науч.ред. В.В. Канищев. – Тамбов, ОАО Издательский дом «Мичуринск», 2013.

Шабалова М.В.,  Орлова В.А.


Передвижная механизированная колонна – 11 (ПМК-11). Создана как Бондарская машинно-мелиоративная станция в 1968. В 1970  переименована в ПМК. В 1972 реорганизована в Бондарский строит.-монтажный участок Черняновской ПМК, в 1976 - в Бондарскую ПМК-11 треста «Тамбовводстрой», в 1989 – в ПМК-11 треста «Тамбовводмелиорация»,  в 1991 - малое гос. предприятие ПМК-11, в 1999 - в ОАО Бондарская ПМК «Водстрой». В 2004 ликвидирована в связи с банкротством. Основными видами деятельности являлись стр-во и комплексная реконструкция орошаемых участков, стр-во прудов, водопроводов, выполнение культурно-техн. работ, стр-во и капитальный ремонт жилья. ПМК-11 проводила мелиоративные работы в Бондарском, Пичаевском, Гавриловском, Рассказовском р-нах. В Бондарском р-не сооружено более 30 водозаборных прудов, ок. 15орошаемых участков с дождевальными машинами «Волжанка», «Фрегат»; проложено неск. десятков км водопровода; на сотнях га проведены культурно-техн. работы; сооружено ок. 20 шахтных колодцев; отсыпано неск. км. дорожного полотна; проведены др. строит.-монтажные работы. В 1969 в ПМК поступили 7 скреперов, 3 бульдозера в агрегате с тракторами ДТ-54; с 1974 введены в эксплуатацию ремонтные мастерские с токарно-слесарным, кузнечным, газоэлектросварочными цехами, автогараж, АЗС, котельная, пилорама, деревообрабатывающий цех. За первые 10 лет работы ПМК-11 введено в строй 96 квартир. В дальнейшем построен жилищно-социальный комплекс с усадьбой ПМК и квартирами рабочих; возведены дома на ул. Ленинградская, Пионерская, Нижняя с. Бондари; построены столовая, магазины, детский сад «Аленушка». Первым начальником ПМК был В.И. Чернышов. Работой предприятия в разные годы руководили  Толстов О.П., Савельев В.В., Кудинов С.Ф., Анохин Н.А., Сачок С.Л. Среди заслуженных работников ПМК-11: А. Селезнев, Н. Коновалов, В. Малин, А. Трубников, Н. Цуканов, Н. Милосердов,  М. Милосердов, Н. Баженов.

Ист.: Муниципальный архив Бондарского района. Ф.21. Оп.3. Д.1,5,17,44; Ф.1. Оп.1. Д.1767.

Лит.: Савельев В. Где журчал ручей Осев…// Нар. трибуна.- 1989.- 17 февраля.

Бондарская энциклопедия / Науч.ред. В.В. Канищев. – Тамбов, ОАО Издательский дом «Мичуринск», 2013.

Г.Н. Ступникова, М.В. Шабалова